Курсовая работа — взаимодействие психолога и соцпедагога как необходимое условие в работе с детьми сиротами в условиях общеобразовательной школы

Курсовая работа — взаимодействие психолога и соцпедагога как необходимое условие в работе с детьми сиротами в условиях общеобразовательной школы. Работа выполнена специалистами Консультационного центра — Зачёт в 2011 году. Вы можете заказать курсовую работу или купить готовую курсовую работу недорого.

Block "vypolnenie-kursovyh-rabot" not found

Быстрый доступ к разделам работы:

Взаимодействие психолога и соцпедагога как необходимое условие в работе с детьми сиротами в условиях общеобразовательной школы

Содержание

 Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы социально-психологической работы с детьми-сиротами  6

1.1. Социально психологические особенности детей-сирот. 6

1.2. Особенности социальной компетентности детей-сирот. 10

Глава 2. Социально-психологическое сопровождение детей-сирот в общеобразовательной школе. 14

2.1. Методика социально-педагогической работы с детьми сиротами. 14

2.2. Психологические проблемы детей-сирот и методика их исследования  18

2.3. Социально-психологическая диагностика и коррекция проблем детей-сирот  25

Заключение. 42

Список литературы.. 44

Приложения. 47

Введение

В детстве закладываются важнейшие качества личности, формируется её нравственный стержень, и как ни странно это звучит – жизненная мудрость и жизнестойкость. Все эти качества и свойства в человеке должны закладываться в семье, где он духовно развивается, учится любить и сострадать, помогать ближним, ориентироваться в различных жизненных ситуациях. Поэтому у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лишенных возможности расти и развиваться в семье, возникают проблемы в формировании важных качеств личности, обозначенных выше. Эмоциональные нарушения, страхи, тревоги, агрессивность, одиночество, неумение и незнание как вести себя в тех или иных жизненных ситуациях – все эти особенности и проблемы часто обнаруживаются у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Общая черта, объединяющая таких детей – это недоверие к миру, вызванное множеством причин, главная из которых – отсутствие родительского внимания и заботы.

Актуальность темы исследования связана с тем, что в последнее время размеры социального сиротства, при котором дети утрачивают семейные связи и родительское попечение постоянно увеличиваются. Этому способствуют различные объективные причины: отсутствие в стране регулярного оказания социально-психологической и экономической поддержки дезадаптированным матерям, входящим в группу риска по отказу от своих детей, повышение криминогенной активности в условиях рыночной экономики, чрезвычайные происшествия природного и техногенного характера и т.д. Нестабильность социальных институтов в условиях кризиса и региональных конфликтов, девальвация ряда нравственных ценностей, потеря привычных культурных установок и ориентаций сопровождается распространением сиротства в нашей стране. Это обстоятельство приводит к острой общественной потребности изучения проблем адаптации опекаемых детей в новых социально-экономических условиях, особенностей социализации этой категории лиц, выявления факторов успешной интеграции их в общество.

В настоящее время в научной литературе социально-психологическая работа с опекаемыми детьми в основном рассматривается в общем контексте социальной работы с детьми, оставшимися без родительского попечения (Н.Ф. Басов, Ю.В. Василькова, М.А. Галагузова, Р.М. Куличенко, М.В.Фирсов и др.). Имеется достаточное количество работ, посвященных проблемам социальной адаптации детей-сирот. Это работы отечественных ученых И.А. Залысиной, Е.О.Смирновой, Н.В.Кононенко, И.А. Коробейникова, К.Д.Чермит и др. Особенности профессиональной деятельности социального работника в условиях общеобразовательной школы рассмотрены в работах Л.Никитиной.

Существенное значение для определения ведущих позиций нашего исследования имели работы, посвященные различным аспектам социального воспитания детей, оставшихся без попечения родителей (Л. В. Байбородова, Н. П. Иванова, A. M. Нечаева, Л. Я. Олиференко, М. И. Рожков, Г. В. Семья, Е. Е. Чепурных, Л. М. Шипицына, Т. И. Шульги и др.), психологическим особенностям развития детей-сирот (И. В. Дубровина, Л. Г. Жедунова, М. И. Лисина, B. C. Мухина, A. M. Прихожан, Н. Н. Толстых и др.).

На сегодня имеется противоречие между необходимостью оказания социально-психологической поддержки и помощи опекаемым детям школьного возраста и отсутствием научно обоснованных технологий взаимодействия социального педагога и психолога в работе с этой категорией детей в условиях общеобразовательной школы.

Проблема состоит в том, что современная образовательная и воспитательная системы общеобразовательных школ, где учатся дети-сироты, неэффективна с точки зрения подготовки такого ребенка к «взрослой» жизни, создания условий для самоопределения личности в новых социально-экономических условиях, сознательного выбора индивидом своей социальной роли. Вместе с тем, проблема оказания социально-психологической помощи детям «группы риска», к которым относятся дети-сироты, именно в условиях общеобразовательной школы сегодня мало изучена. Именно это делает проблему актуальной.

Объект нашего исследования – процесс социально-психологической адаптации детей-сирот школьного возраста.

Предмет исследования – организация социально-психологической работы с детьми-сиротами в условиях общеобразовательной школы.

Цель исследования – обоснование основных направлений и средств социально-психологической работы с детьми-сиротами в условиях общеобразовательной школы.

Задачи исследования:

  1. Изучить литературу по теме исследования.
  2. Охарактеризовать категорию «дети-сироты» как объект психосоциальной работы.
  3. Рассмотреть задачи, направления, формы и методы социально-психологической работы с детьми-сиротами в условиях общеобразовательной школы.

Для решения поставленных задач использовался комплекс методов, адекватных объекту и предмету исследования: теоретические методы (анализ психолого-педагогической литературы и литературы по проблемам организации социальной работы, сравнение, обобщение, классификация; изучение нормативно-законодательной документации и документов общеобразовательной школы; обобщение работы психологов и социальных педагогов).

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Заключение

 В результате выполнения курсовой работы можно сделать следующие выводы:

  1. Социализация детей-сирот в общеобразовательной школе протекает как процесс установления ребенком взаимоотношений с обществом на основе реализации индивидуальной стратегии поведения, самопознания и самореализации личности.
  2. Роль семьи в развитии человека несравнима по своему значению ни с какими другими социальными институтами. Потеря семьи в детстве (ситуация сиротства) отражается на дальнейшем развитии ребенка и препятствует формированию у него автономности, инициативности, половой идентичности и др. В связи с этим, развитие социальной компетентности у детей-сирот, является актуальной проблемой, т. к. в условиях нестабильного меняющегося общества большинство таких детей не приспособлены к самостоятельной жизни, что приводит к их социальной дезадаптации.
  3. Деятельность психолога общеобразовательной школы, в которой наряду с детьми из семьи обучаются дети, проживающие в детском доме, должна быть направлена в первую очередь на компенсацию пси­хического здоровья ребенка после полученных эмо­циональных травм, восстановление его личностной целостности, равновесия чувств. Только после психо-эмоционального восстановления ребенка, снятия некоторых последствий разного вида травм (психо­логических, физических, эмоциональных, сексуальных) можно проводить работу по его психическому развитию.
  4. На этапе вхождения в образовательное учреждение и адаптации к новому социальному институту необходимо решить задачу формирования у ребенка чувства психологической безопасности. Процесс вхождения сироты в коллектив учреждения очень сло­жен, поэтому деятельность психолога должна обес­печивать смягчение данного перехода.
  5. Решение проблем детей-сирот в условиях общеобразовательной школы возможно исключительно при полной реализации мультидисциплинарного принципа работы социально-психологической службы общеобразовательной школы. Данный принцип предполагает объединенную лонгитюдную работу представителей различных специальностей по ведению каждого индивидуального случая. Комплексный подход к решению возрастных, образовательных, личностных задач ребенка, оставшегося без по­печения родителей, должна осуществлять комис­сия в составе: психолога, классного руково­дителя, социального педагога, представителя администрации, члена родительского коми­тета. Мультидисциплинарная служба сопровождения учащихся должна осуществлять постоянный контроль за ходом психосоци­ального и познавательного развития ребенка-сироты.

Список литературы 

  1. Адресный социальный патронаж семьи и детей: Научно-методическое пособие / Под ред. Л.С. Алексеевой. — М., 2000.
  2. Дементьева И. Дети, нуждающиеся в государственной помощи и поддержке // Социальная педагогика.- 2003. №3. –с.69-72.
  3. Егорова М.А. Психологические трудности детей-сирот при обучении в общеобразовательной школе // Вестник практической психологии образования. 2010. №2. – C. 90-94
  4. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Тренинг по сказкотерапии: сборник программ по сказкотерапии/ ред. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. — СПб.: Речь, 2000. — 254 с.
  5. Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи. — Академия, 2003. — 224 с.
  6. Климантова Г.И. Государственная семейная политика современной России: Учебное пособие. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004.-192 с.
  7. Ключников С.В. Социальная адаптация детей, оставшихся без попечения родителей. — В. Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002.
  8. Комплексная программа по профилактике социального сиротства, реабилитации и коррекции социальных сирот и детей, пострадавших от семейного насилия / Под ред. Н.М. Платоновой. — СПб.: Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2003. — 761 с.
  9. Конвенция ООН о правах ребенка // Права ребенка. Основные международные документы. -М., 1992.
  10. Красницкая Г., Пронина С. Социальное сиротство: причины и профилактика //ОБЖ.- 2002.- №11. – с. 57-58.
  11. Куницына В. Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура функции, взаимодействие/ В. Н. Куницына // Теоретические и прикладные вопросы психологии. Ч.1 / Под ред. А. А. Крылова. – СПб., 1995. – с. 48.
  12. Лекции по технологии социальной работы: в 3 ч. / Под ред. Е.И. Холостовой. — М.: СТИ, 1998.
  13. Мельников В.П. Холостова Е.И. История социальной работы в России: Учебное пособие. – 3-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. – 334с.
  14. Методики оказания социально-психологической помощи семье и детям / Е.В. Бурмистрова, В.Ю. Меновщиков, Н.Г. Осухова и др.; Под общ. ред. Н.Г. Осуховой; М — во труда и социального развития Российской Федерации и др. — М.: Просвещение, 2002. — 144 с.
  15. Михеева Л.Ю. Опека и попечительство: Правовое регулирование: Учебно- практическое пособие/ Под ред проф., докт. юрид. наук Р.П. Мананковой. — М.: Издательство «Палеотип»: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002. — 248 с.
  16. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. — СПб.: Питер, 2002. — 640 с.
  17. Организация работы органов социальной защиты: учебное пособие. 2-е издание / Под ред. А.Н. Савинава, Т.Ф. Зарембо.- М.: Академия, 2004. — 192 с.
  18. Основные законодательные и другие нормативно-правовые акты РФ по защите прав ребенка: Сборник-справочник / Сост. Н.П. Иванова, Е.И. Рыбинский. — М., 1998.
  19. Основы социальной работы: Учебник/ Отв.ред. П.Д. Павленок. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 395с.
  20. Особенности развития личности ребенка, лишенного родительского попечительства. Дети с отклоняющимся поведением. Сборник научных трудов. — М.: Прометей, 1989. — 228 с.
  21. Прихожан, А. М. Психология сиротства. 3-е изд./ А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых. – СПб.: Питер, 2007. – 416 с.
  22. Семья Г.В. Основы социально-психологической защищенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей// Добро без границ: Сб. — Сыктывкар, 2002.
  23. Фурманов И.А., Аладьин А.А., Фурманова Н.В. Психологическая работа с детьми, лишенными родительского попечительства: Книга для психологов. — Минск: «Тесей», 1999. — 224 с.
  24. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для стул, высш. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 272 с.

Курсовая работа — взаимодействие психолога и соцпедагога как необходимое условие в работе с детьми сиротами в условиях общеобразовательной школы. Курсовая работа выполнена специалистами Консультационного центра — Зачёт в 2011 году.

 

 

[caldera_form id = «CF584d7c341b165»]

×