Вам нужна эта курсовая работа или курсовой проект с схожей тематикой? Узнайте стоимость выполнения этой роботы БЕСПЛАТНО!
А ЕСЛИ У НАС ДЕШЕВЛЕ?

Для Вас Скидка

10%

узнать стоимость

Курсовая работа — технология социальной работы с детьми сиротами и с детьми оставшихся без попечения родителей

Курсовая работа — технология социальной работы с детьми сиротами и с детьми оставшихся без попечения родителей.  Курсовая работа выполнена специалистами Консультационного центра — Зачёт в 2010 году. Вы можете заказать курсовую работу или купить готовую курсовую работу недорого.

Технология социальной работы с детьми сиротами и с детьми оставшихся без попечения родителей

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.. 2

  1. Дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей как объект социальной работы… 6

1.1. Общая характеристика детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей. Социальные и экономические причины сиротства. 6

1.2. Социально-психологические, социально-медицинские, социально-педагогические характеристики детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 12

  1. Государственное регулирование социальной защиты… 17

2.1. Нормативно-правовые акты и меры государства по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 17

2.2. Государственные и региональные программы и проекты по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 32

  1. Технология социальной работы… 38

3.1. Деятельность муниципальных социальных служб по социаьной работе с  детьми-сиротами и детьми, оставшимися без родительского попечения. 38

Заключение.. 41

Список литературы… 45

Введение

Сложившаяся социально-экономическая и политическая ситуация в России приводит к росту числа детей-сирот и детей, остающихся без попечения родителей. В современных условиях распространенными явлениями стали нищета, асоциальное поведение родителей, жестокое обращение с детьми. За последние годы катастрофически выросло количество «социальных сирот», детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях. Вооруженные конфликты, природные, техногенные и социальные катастрофы – причины, способствующие тому, что дети остаются без родителей. К концу 1998 года число детей, находящихся на полном государственном обеспечении, достигло 620 тысяч.

Увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей, неизбежно ведет к увеличению числа учреждений для детей-сирот – домов ребенка, детских домов, школ-интернатов, приютов и т.д. Вместе с тем многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что помещение ребенка в учреждение интернатного типа не обеспечивает удовлетворения его основных потребностей, что в свою очередь приводит к нарушению развития ребенка. Результатом проживания ребенка в условиях интернатного учреждения является его неготовность к самостоятельной жизни, к поиску работы и ее сохранению в условиях безработицы, неумение организовать свой быт, досуг, создать и сохранить свою семью.

Однако только с середины двадцатого века социальное сиротство стало приобретать угрожающие масштабы, причем рост отказа наблюдается во многих странах мира (Франция, Испания, Италия и другие). В России социальные сироты составляют абсолютное большинство детей, оставшихся без попечения родителей (95%), а 60 % детей были рождены матерями в возрасте от 16 до 19 лет.

В последние годы в России все громче заявляет о себе скрытое социальное сиротство. Падение условия жизни привело к увеличению числа неблагополучных семей, а также к тому, что дети “вытесняются на улицу”, и как следствие этого большой рост беспризорности.

За последние 100 лет Россия переживает третью волну сиротства после первоймировой войны и революции, после Великой Отечественной войны и сейчас. И даже если в 1945 году причины сиротства были понятны, то в наше время их трудно принять как естественные.

Социальное сиротство – это опасное социальное явление. В России до 95% детей-сирот относятся к категории социальные сироты. Так как к моменту получения статуса они имели живых родителей. 200 тысяч детей содержится в сиротских учреждениях. Каждый десятый из них ежегодно убегает из приюта, каждый третий выпускних учреждения оказывается на скамье подсудимых, каждый пятый становится бомжом, каждый десятый кончает жизнь самоубийством.

Все вышесказанное подчеркивает актуальность и большую социальную значимость обращения к данной теме.

Цель данной курсовой работы – теоретически исследовать технологию социальной работы с  детьми сиротами и с детьми оставшихся без попечения родителей.

Конкретное воплощение цель получает в следующих задачах:

— Изучить научную литературу по теме курсовой работы;

— Составить социально-психологическую, социально-медицинскую, социально-педагогическую  характеристики детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

— Проанализировать нормативно-правовые акты и меры государства по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

— Описать государственные и региональные программы и проекты по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

-Сделать и представить выводы на основании результатов теоретического исследования.

Заключение

Кризис современной семьи, который констатируется специалистами, негативно отражается на состоянии детства в стране, приводит к росту социального сиротства и увеличения числа таких специфических учреждений как детские дом а и школы-интернаты.

Весьма широк спектр причин детского неблагополучия. Кризис семьи проявляется и в нарушение ее структуры и функций. Рост числа  разводов и количества неполных семей, асоциальный образ жизни ряда семей; падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, нарастание психоэмоциональных перегрузок у взрослого населения, непосредственно отражающихся на детях; распространение жестокого обращения с детьми  в семьях и интернатных учреждениях при снижении ответственности за их судьбу.

Происходящее в обществе резкое изменение ценностных ориентаций, психологическая дезадаптация значительной части населения, снижение нравственных норм негативно сказывается на процессе социализации детей и подростков. Растущие масштабы асоциального поведения среди взрослых стимулируют развитие аналогичных процессов и в детской среде.

Рост числа разводов является одним из факторов, неблагоприятно влияющих на судьбу детей. Все больше становится семей, где детей воспитывает один отец. Увеличивается число детей, рожденных вне брака. Материальные трудности, суженный круг внутрисемейного общения в неполной семье негативно сказываются на детях. Они труднее налаживают контакты со сверстника ми, у них чаще, особенно у мальчиков, встречаются невротические симптомы. Более 50% несовершеннолетних нарушителей выросли в неполной семье, более 30% детей, имеющих психические отклонения, росли без отца. Дополнительным факторам риска для развития ребенка становится безработица родителей.

Продолжает увеличиваться число детей, осиротевших в раннем возрасте. Растет число выявленных детей, оставшихся без попечения родителей. Большинство из них передаются под опеку (попечительство) и на усыновлении, около 30%  от их числа устраиваются в дома ребенка, детские дома, школы-интернаты и другие учебно-воспитательные учреждения. Несмотря на увеличение числа детей, переданных в семью, количество детей, помещенных в интернатные учреждения, не снижается.

Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и не получившие положительного опыта семейной жизни не могут создать здоровую полноценную семью. Воспитываясь в государственных учреждениях, воспитательные системы которых далеки от совершенства, они часто повторяют судьбу своих родителей, лишаясь родительских прав, тем самым расширяя поле социального сиротства. 40% детей, вышедших из интернатных учреждений, становятся преступниками, 40% — наркоманами, 10% — заканчивают жизнь самоубийством и лишь 10% — способны к полноценной самостоятельной жизни.

При этом парадоксально, но именно профилактически – восстановительная работа с семьями группы риска, с кровной семьей, в России практически не развита, такая работа не является сегодня приоритетом для большинства органов местного самоуправления в Российской Федерации, для комитетов и департаментов, а также «приемлема» она на уровне семейного законодательства Российской Федерации. В Семейном Кодексе Российской Федерации есть целый раздел, посвященный воспитанию детей, оставшихся без попечения родителей, но нет ни слова о том, как сохранить и укрепить родительское попечение ребенка.

Основными факторами, способствующими значительному увеличению количества детей, оставшихся без попечения родителей является экономическая нестабильность в последние годы. Большое количество специалистов потеряло работу, понизился моральный уровень граждан,  количество беспризорников увеличивается. Хотя специалистами доказано что, ребёнок нуждается в общении с родителями, и при определении ребёнка в специализированные учреждения его развитие замедляется, он отстаёт от своих сверстников находящихся в семьях, даже если эти семьи приёмные. Поэтому основной задачей при адаптации ребенка в учреждениях охраны детства является создание для ребёнка условий пребывания, которые позволили бы ребёнку нормально развиваться.

Проблема социального сиротства – это комплексная многоуровневая социальная и экономическая проблема, источниками которой являются экономический кризис, неблагополучие семей, наличие семей и детей группы риска. Простых путей ее решения не существует, вряд ли возможно и какое-то унифицированное решение. Однако главное здесь очевидно: необходимо реформирование существующей системы социально-педагогической и психологической поддержки детей, оставшихся без попечения родителей. Актуальными являются также усовершенствование сферы семейного устройства, развитие инновационных путей, распространение позитивного опыта социальной реабилитации, воспитания и обучения детей-сирот.

Семейный кодекс РФ и сопутствующие законодательные акты РФ и субъектов РФ расширили сферу деятельности органов опеки и попечительства, возложив на них решение всех вопросов организации жизнедеятельности детей, оставшихся без попечения родителей, включая вопросы защиты семейных прав.

Любая деятельность в социальной сфере является финансово нерентабельной для государства, но только по уровню социальной обеспеченности детей и стариков в мире судят о развитии общества. В связи с этим стремление Российской Федерации к достижению уровня социального государства требует колоссальных финансовых и законодательных вложений в детей, и, прежде всего, в детей-сирот. Несовершенство российского законодательства в этой сфере часто приводит к однобокому освещению проблемы и нерациональному ее решению. Например, анализ выполнения ранее действовавших федеральных целевых программ «Дети-сироты» и программы «Дети России» на 2003-2006 годы показал, что, несмотря на то, что средства федерального бюджета выделялись в полном объеме, реализация целей и задач, поставленных в них, не принесла ожидаемых результатов. Результаты программы «Дети России» на 2007-2010 г. и подпрограммы «Дети и семья» более обнадёживающи.

Список литературы

  • Конвенция о правах ребенка.
  • Конституция Российской Федерации, 1993.
  • Семейный Кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 с изменениями и дополнениями.
  • Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30.11.1994 с изменениями и дополнениями.
  • Письмо Министерства социальной защиты РФ от 25.01.95г. — №318/1-34.
  • Федеральный Закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».
  • Федеральный Закон от 16.04.2001 № 44-ФЗ «О Государственном Банке Данных о детях, оставшихся без попечения родителей».
  • Федеральный Закон от 24.04.2008 № 49-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «Об опеке и попечительстве».
  • Федеральный Закон от 29.12.2006 № 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий».
  • Федеральный закон от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
  • Барябина Е.Н. Проблемы социализации выпускников детских домов и интернатов// Социальное неравенство и образование: проблемы, исследования, действия. — Саратов, 2001.
  • Брускова Е. Если вместе…: Детские деревни -SOS (история и современность, благотворительность) //Смена.-2000.- №2.-с.54-62.
  • Великанова Л. Сирота с Казанского. О проблемах беспризорных детей //Смена. -2000.-№11.-с.17-27.
  • Владимирова Л. Дети и общество //Грани общества.- 1999.- август.- с.8-9.
  • Воронова Е. Социальная работа с уличными детьми // Социальная работа. -2003. — №4.-с.44-48.
  • Гордеева М. От компенсаторных мер — к опережающему развитию //Социальная работа.- 2003. -№4.-с.2-5.
  • Дармоделин С. Безнадзорность детей в России // Педагогика.- 2001.- №5. с.3-8.
  • Дементьева И. Дети, нуждающиеся в государственной помощи и поддержке // Социальная педагогика.- 2003. №3. -с.69-72.
  • Дерманова И.Б. Типы социально-психологической адаптации и комплекс неполноценности // Вестник Санкт-Петербургского университета.- 1996. -сер.6.-Вып.- №6.- с.59-68.
  • Дружинина Л. В. Усилить работу о детях — сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей // Педиатрия, 1985, № 8. C. 3-8.
  • Дружинина Э. И., Коноплянник Н. И. Комплексная оценка здоровья как показатель эффективности динамического медицинского наблюдения за воспитанниками домов ребенка. Прогнозирование и комплексная оценка здоровья детей. М, 1988.
  • Дуновски М. Усыновление с точки зрения детского врача // Педиатрия (София), 1987, № 4. C. 55-59.
  • Ефименко О. В. Особенности состояния здоровья детей раннего возраста в домах ребенка // Автореф. дисс. канд. мед. наук. М, 1991.
  • Зезина М.Р. Система социальной защиты детей-сирот в СССР // Педагогика. — 2000. -3№. -с. 58-67.
  • Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи. — М.: Академия, 2003.
  • Иорданова Г., Попандова М. Особенности социального поведения детей, выращиваемых в закрытых детских учреждениях // Педиатрия (София), 1986, № 1. C. 1-5.
  • Казберюк Н. А., Замотин Б. А. Медико-социальная характеристика детей, поступающих в Дом ребенка // Здравоохранение РФ, 1991, № 6. C. 16-18.
  • Костюнина М. Из опыта работы педагога-психолога школы-интерната с социальными сиротами // Воспитание школьников.- 2003. — №6. -с. 44-46.
  • Красницкая Г., Пронина С. Социальное сиротство: причины и профилактика //ОБЖ.- 2002.- №11. — с. 57-58.
  • Кузнецова Е. Ю. Здоровье детей, воспитывающихся в домах ребенка общего профиля, и пути его улучшения // Автореф. дисс. канд. мед. наук. СПб, 1992.
  • Миронов Н. Е. Принципы охраны психического здоровья детей и подростков в специальных образовательных учреждениях // Рос. педиатрический журнал, 1998, №1. C. 12-16.
  • Митяев Л. Детская деревня SOS — новая форма детского дома семейного типа // Социальная Педагогика. — 2003. -№3. — с. 88-93.
  • Назарова И. Возможности и условия адаптации сирот: В последующей жизни // Социс. — 2001. — №4.- с.70-77.
  • Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. — М.; ТЦ. Сфера. — 2002. — 480с.
  • Ослон В., Холмогорова А. Замещающая профессиональная семья, как одна из моделей решения проблемы сиротства в России //Вопросы психологии. — 2001. — №3. — с.79-90.
  • Пименова О. Социально-педагогическая, психологическая и воспитательная работа в приюте // Воспитание школьников. — 2003. — №4. — с.29-32.
  • Потапова Г. Н. Социальная адаптация и состояние здоровья детей, воспитывающихся в детских домах, профилактика их нарушений // Автореф. дисс. канд. мед. наук. Иваново, 1994.
  • Проект «Жилищный вопрос: дети-сироты». [Эл. ресурс] –URL: http://www.deti.perm.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1050
  • Пчелинцева Л.М. Семейное право России. — М., 2003.
  • Работа в пустую: сирот не становится меньше // Социальная педагогика. — 2004.- №4. — с.113-117.
  • Современный словарь по педагогике /сост. Рапацевич Е.С.- Мн.: «Современное слово». — 2001. — 928с.
  • Теория и практика социальной работы. Актуальные проблемы социального сиротства. Пермь: изд-во Пермского университета, 1995.
  • Тростанецкая Г. Социальные сироты в нашем обществе // Социальная педагогика. — 2004. — №4. — с.3-8.
  • Холостова Е.И. Технология социальной работы: Учебное пособие.- М., ИНФРА-М, 2002.
  • Черняк А. Хмурое утро: проблемы детей-сирот в России// Российская Федерация. — 2000. — №7. — с.41-43.

 

Курсовая работа — технология социальной работы с детьми сиротами и с детьми оставшихся без попечения родителей. Курсовая работа выполнена специалистами Консультационного центра — Зачёт в 2010 году.

 

Отправляйте задания, регистрация не требуется!

×