Вам нужна эта курсовая работа или курсовой проект с схожей тематикой? Узнайте стоимость выполнения этой роботы БЕСПЛАТНО!
А ЕСЛИ У НАС ДЕШЕВЛЕ?

Для Вас Скидка

10%

узнать стоимость

Курсовая работа — анализ методов профилактики употрбления психоактивных веществ воспитанниками детского дома

Курсовая работа — анализ методов профилактики употрбления психоактивных веществ воспитанниками детского дома. Работа выполнена специалистами Консультационного центра — Зачёт в 2009 году. Вы можете заказать курсовую работу или купить готовую курсовую работу недорого.

Анализ методов профилактики употрбления психоактивных веществ воспитанниками детского дома.

Содержание

Введение. 3

Глава 1. Социально-психологические особенности воспитанников детских домов  5

Глава 2. Причины злоупотребления психоактивными веществами. 17

Глава 3. Основные направления государственной политики и концепции  профилактики употребления ПАВ.. 28

Глава 4. Профилактика употребления психоактивных веществ воспитанниками детских домов. 32

Глава 5. Примерная  программа профилактики употребления психоактивных веществ воспитанниками детских домов. 39

Заключение. 42

Список литературы.. 44

Введение

Проблема употребления наркотических и психоактивных веществ является одной из основных социальных опасностей (проблем) нашего общества, она актуальна как никогда в образовательных учреждениях, а в детских домах – школах особенно, т.к. многие дети попадающие в условия детского дома имеют свои особенности:

  • в социальном плане – отсутствие родителей и/или благополучного социального окружения;
  • в физическом плане – наличие отягощенного анамнеза (как генетического, так и приобретенного в пре- и постнатальный период);
  • в психическом смысле – отсутствие адекватной развитию (семейной) психологической среды, психические травмы, полученные в неблагополучной семье, состояние хронической депривации в связи с отсутствием семьи.

В результате в учреждении для детей-сирот в соматическом плане большая часть детей имеет отягощенную наследственность, 95% те или иные отклонения в психическом здоровье, большинство социально запущены. Содержание этих детей вне семьи ведет к дальнейшему наращиванию проблем, решение которых зависит не только от самих воспитанников, но и от психологического климата в коллективе.

Употребление психоактивных веществ во время психологического неблагополучия является доказанным фактом.

В данном направлении работали многие специалисты – психологи, педагоги: Акатова Н. С., Блум Ф., Личко А. Е., Макеева А. Г., Шилова Т. А.

Существует множество программ по реабилитации подростков употребляющих психоактивные вещества, которые касаются лишь частных проблем, либо наркомании, либо табакокурения, алкогольной зависимости. В целом же проблема незнания, неосведомленности подростков о вреде, влиянии психоактивных веществ в комплексе на организм человека не рассматривается в разработках программ.

Отсутствие достаточно разработанных и удобных для практического использования педагогами способов работы с подростками, склонных к употреблению психоактивных веществ, ведет к тому, что подростки временно прислушиваются к проблеме наркомании или табакокурения, а затем опять возвращаются к той же жизненной позиции, которой руководствовались при употреблении ПАВ.

Очевидно, что к данной проблеме необходимо подходить через психологический аспект, в соответствии с этим, данная программа для подростков направлена на профилактику употребления психоактивных веществ, а также на оказание психологической помощи ребенку.

Актуальность данного исследования связана с актуальностью употребления ПАВ воспитанниками детских домов.

Цель работы: анализ методов профилактики употрбления психоактивных веществ воспитанниками детского дома.

Заключение

Анализ научной литературы по теме исследования показал, что:

Воспитанники детских домов входят в группу риска по употреблению психоактивных веществ.

Наибольшие трудности и отклонения от нормального становления личности воспитанников детских домов отмечаются всеми исследователями в эмоционально-волевой сфере: в нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении самоорганизованности, целеустремленности, недостаточном развитии самостоятельности («силы личности»), неадекватной самооценке, неуверенности в себе, неспособности выстроить нормальные взаимоотношения с окружающими, вплоть до полного отсутствия тенденции к сотрудничеству.

Специалисты выделяют несколько моделей аддиктивного поведения или пристрастия к наркотикам:успокаивающая модель, коммуникативная, активирующая, гедонистическая, конформная, манипулятивная, компенсаторная модели.

Проведенный нами анализ государственных нормативно-правовых документов Российской Федерации позволил выделить два основных направления политики предупреждения распространения наркотиков и их немедицинского потребления.

  1. Законодательно-репрессивное направление, подразумевающее решительную и жестокую борьбу с незаконным распространением наркотиков, с их нелегальным рынком.
  2. Гуманистическое направление, обеспечивающее гуманное отношение к лицам, страдающим наркоманией и активизацию проведения реабилитационных и профилактических мероприятий.

Проведенный нами анализ государственных нормативно-правовых документов Российской Федерации позволил выделить два основных направления политики предупреждения распространения наркотиков и их немедицинского потребления.

  1. Законодательно-репрессивное направление, подразумевающее решительную и жестокую борьбу с незаконным распространением наркотиков, с их нелегальным рынком.
  2. Гуманистическое направление, обеспечивающее гуманное отношение к лицам, страдающим наркоманией и активизацию проведения реабилитационных и профилактических мероприятий.

можно сформулировать следующие задачи организации широкой профилактики употребления наркотиков в детских домах:

  • Организация и проведение целевых программ, направленных на снижение спроса на наркотики и уменьшение вреда от их употребления.
  • Подготовка групп специалистов способных реализовывать эти программы из числа педагогов.
  • Организация раннего выявления случаев употребления наркотиков с целью оказания помощи, что включает в себя: а) просветительскую работу с работниками детских домов; б) определение групп риска и профилактическая работа совместно с правоохранительными органами и органами социальной защиты.

 

Список литературы

 

  • . Белогуров С.Б. Популярно о наркотиках и наркоманиях. Спб.: Университетская книга, 1998.
  • Бабаян Э.А. Наркомания и токсикомания / Э.А. Бабаян // Руководство по психиатрии: В 2 т. / Под ред. Г.В. Морозова. – М., 1988. – Т. 2. – С. 169 – 218.
  • Безруких М. М. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников: Пособие для педагогов / М. М. Безруких, А. Г. Макеева, Т. А. Филиппова – М.: Вентана-Графф, 2003. – 64с.
  • Белогуров С.Б. Наркотики и наркомания / С.Б. Белогуров. – СПб: Университетская книга, 1997. – 170с.
  • Битенский В.С. Наркомания у подростков / В.С. Битенский. – Киев: Здоровье, 1989. – 120с.
  • Бондин И. В. Здоровый образ жизни: Концепция программы /И.В. Бондин. – Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2002. – 92с.
  • Братусь Б.С. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма / Б.С. Братусь, П.И. Сидоров. – М.: Изд-во МГУ, 1984. – 143с
  • Габиани А.А. Наркотики в среде учащейся молодежи /А.А. Габиани // Социологические исследования. №1. Наш проблемный подросток. СПб.: Союз, 1999.
  • Гарбузов В.И. Неврозы у детей и их лечение / В.И. Гарбузов. – Л.: Медицина, 1997. 158с.
  • Гульдман В.В. Представления школьников о наркомании и токсикомании / В.В. Гульдман, О.Л. Романова, О.К. Сиденко // Социологические исследования. – 1989. – №3. – С. 66 – 71.
  • Гульдман В.В. Психологическое исследование запугивания на установку подростков по отношению к наркотикам / В.В. Гульдман // Вопросы наркологии. – 1990. – №4. С. 45 – 51.
  • Гурович И.Н. Выводы и рекомендации для программ первичной профилактики [Электронный ресурс]. СПб., 2000. – http: //www. narcom. ru / ideas /socio/ 36/ html
  • Гурски С. Внимание — наркомания! М., Медицина, 1988.
  • Дубровина И.В. Психическое здоровье детей и подростков / И.В. Дубровина. – М., 2000. – 190с.
  • Ежов И.В. Программа психологического обеспечения духовного развития личности воспитанников Яснополянского детского дома. — Ясная Поляна. 1997
  • Еникеева Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков / Д.Д. Еникеева. – М.: Академия, 1999.
  • Журавлева О.В. Путешествие во времени: Программа для подростков / В.Ю. Завьялов, С.П. Зуева, М.Н. Нижегородова // Работающие программы. – М., 2000. – Вып. 4.
  • Кабаева В.М. Программа психологического обучения и воспитания «Я – мой образ жизни – мое здоровье» / В.М. Кабаева // Вопросы психологии. – 2004. №1. С. 67–104.
  • Караганова С.А. Наркомания в России: угроза нации: Анатомический доклад / С.А. Караганова, И.Е. Малашенко, А.В. Федорова. М., 1998.
  • Карпов А. М. Образовательно-воспитательные основы профилактики и психотерапии наркоманий / А.М. Карпов. – Казань.: Медицина, 2000. – 36с.
  • Карпова Г.Ф. Методические рекомендации для организаторов педагогической профилактики наркомании в школе / Г.Ф. Карпова. Ростов н/Д, 2001. – 77с.
  • Кирьякова А.В. Ориентация школьников на социально-значимые ценности / А.В. Кирьякова. Л., 1991. – 85с.
  • Колесов Д.В. Антинаркотическое воспитание: Учеб. пособие /Д.В. Колесов. – М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та, 2001. – 192с.
  • Концепция профилактической антинаркотической помощи: Разработана МО РФ при поддержке МЗ РФ / Т.Н. Дудко, Н.В. Вострокнутов, А.А. Гериш и др.; Под рук. Г.Н. Тростанецкой. – М., 2000.
  • Латышев Г.В., Бережная М.А., Речнов Д.Д. Организация мероприятий по профилактике наркоманий. СПб.: Центр профилактики наркоманий среди молодежи, 1997.
  • Легальные и нелегальные наркотики. Российско-германское учебное пособие. Ред. В.А.Ананьева, СПб., 1995.
  • Павлова Ю.С., Творогова Ю.А. Будущее без наркотиков. Курс профилактики злоупотребления алкоголем и наркотиками в образовательных учреждениях. СПб., 1998.
  • Проблемы наркомании в современном обществе. Участие негосударственных организаций в профилактических и реабилитационных программах. Материалы конференции, СПб., 15-16 декабря 1998, СПб., 1998.
  • Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской. М., Педагогика, 1990.
  • Тихомиров С.М. Внешние признаки потребления наркотиков и токсиконтов (пособие для родителей и учителей). СПб., 1998.
  • Ураков И. Г. Наркомания: методы и действительность. М., 1990.
  • Школа без наркотиков. Книга для педагогов и родителей. / Под научной редакцией Л. М. Шипицыной и Е. И. Казаковой. — СПб., 1999

Курсовая работа — анализ методов профилактики употрбления психоактивных веществ воспитанниками детского дома. Работа выполнена специалистами Консультационного центра — Зачёт в 2009 году.

 

Отправляйте задания, регистрация не требуется!

×