Курсовая работа — восприятие человека человеком

Курсовая работа — восприятие человека человеком. Работа выполнена специалистами Консультационного центра — Зачёт в 2011 году. Вы можете заказать курсовую работу или купить готовую курсовую работу недорого.

Вам нужна эта курсовая работа или курсовой проект с схожей тематикой? Узнайте стоимость выполнения этой роботы БЕСПЛАТНО!
А ЕСЛИ У НАС ДЕШЕВЛЕ?

Для Вас Скидка

10%

узнать стоимость

Быстрый доступ к разделам работы:

Восприятие человека человеком

Содержание

 Введение. 3

  1. Восприятие человека человеком с точки зрения психологии. 7

1.1. Понятие восприятия в психологии. 7

1.2. Понятие социального восприятия. 9

1.3. Механизмы взаимопонимания в процессе общения. 11

1.4. Содержание и эффекты межличностного восприятия. 13

1.5. Точность межличностного восприятия. 20

1.6. Формирование качества межличностных отношений. 25

  1. 2. Практическое применение знаний о восприятии человека человеком 28

Заключение. 34

Список использованной литературы: 35

 Введение

Среди проблем, в глубокой и всесторонней разработке которых одинаково заинтересованы как теоретические науки о человеке, так и практика, важное место занимает проблема непосредственного восприятия людьми друг друга в процессе различных видов деятельности.

Высказывая другому человеку свое мнение и подкрепляя его соответствующими выразительными движениями, давая ему поручения, решая с ним вместе какую-то практическую задачу, индивидуум непрерывно получает сигналы о том, как он действует и какие результаты им достигаются. В ходе общения осуществляется эмоциональная оценка другого человека, попытка понять причины его поступков и прогнозировать его поведение, создание собственной стратегии поведения. В повседневном общении каждый человек воспринимает физический облик других людей, их речь, особенности выразительного поведения, одежду, различные детали оформления внешности, выполняемые ими действия, выделяя признаки, которые могут говорить об их профессии, переживаемом состоянии.

Существуют механизмы познания и прогнозирования поступков другого человека. Остановимся на анализе типовых схем и стереотипов межличностного восприятия.

Известны три наиболее типичных схемы формирования первого впечатления о человеке. Каждая схема запускается определенным фактором:

1) фактор превосходства;

2) фактор привлекательности партнера;

3) фактор отношения к наблюдателю.

Первая схема социального восприятия начинает работать в ситуации неравенства партнеров (точнее, когда наблюдатель ощущает превосходство партнера по какому-то важному для него параметру – уму, росту, материальному положению и т.д.). Человек, который превосходит наблюдателя по важному параметру, оценивается им значительно выше и по остальным значимым параметрам. Иначе говоря, происходит его общая личностная переоценка. При этом, чем неувереннее чувствует себя наблюдатель в данный момент, тем меньше надо для запуска этой схемы.

Вторая схема связана с восприятием партнера как чрезвычайно привлекательного внешне. Ошибка привлекательности состоит в том, что внешне привлекательного человека люди также склонны переоценивать по другим важным параметрам (ум, доброта). Так, в экспериментах доказано, что более красивых по фотографиям людей оценивают и как более уверенных в себе, счастливых и искренних. Или если сотрудник проявил способности в одной области труда, то ему приписывают и другие положительные черты – трудолюбие и дисциплинированность, которыми он на самом деле может быть и не обладает.

Третья схема восприятия партнера запускается по отношению к нам. Ошибка восприятия состоит в данном случае в том, что людей, которые к нам хорошо относятся, мы склонны оценивать выше и по прочим показателям. Люди симпатичные и приятные в общении часто кажутся нам умнее и интеллигентнее тех, кто этими чертами не обладает. На формирование первого впечатления о человеке влияет и тип личности. Замечено, что интроверты склонны сначала замечать ошибки партнеров по общению, экстраверты же обращают внимание на положительные качества человека.

В основе всех типовых схем формирования первого впечатления о человеке лежит социальный стереотип. Стереотип может быть рассмотрен как инструмент «грубой настройки». «Стереотип ожидания» является реально действующим фактором в процессе восприятия человека человеком. Он проявляется в установках, в поведении человека. Стереотип порождает характерные высказывания в адрес партнеров по общению «Опять ты не выполнил», «Как всегда, ты …» и т.д.

Общение вырабатывает и положительные ожидания, однако исследования показывают, что на отрицательном полюсе данный стереотип работает эффективнее и последовательнее.

Итак, чтобы овладеть наукой общения, конкретными способами, правилами, приемами, нужно специально учиться. Главное – захотеть этого. И нужно мужество, чтобы сменить устоявшуюся модель поведения и мышления.

Все вышесказанное составляет актуальность темы работы.

Целью работы есть исследование процесса восприятия, его использование в процессе восприятия человека человеком и проведение анкетирования с целью выяснения межличностного восприятия в группе людей.

Объектом изучения в работе есть процесс восприятия человека.

Предметом изучения в работе есть одно из наиболее сложных человеческих восприятий – восприятие человека.

Для достижения поставленной цели во время выполнения работы необходимо решить следующий ряд задач:

— раскрыть понятие восприятия и социального восприятия в психологии;

— охарактеризовать механизмы взаимопонимания в процессе общения;

— определить содержание, эффекты и точность межличностного восприятия;

— исследовать процесс формирования качества межличностных отношений;

— на практике применить знания о восприятии человека  человеком.

Проблема раскрытия данного психологического феномена получила отражение в работах А.А. Бодалева, В.А. Лабунской, В.Х. Манерова, В.П. Морозова, O.K. Агавелян, М.Г. Агавелян, Ж.И. Намазбаева, Т.З. Стернина, О.С. Гольдфарб, Н.А. Першина, Н.В. Шевченко, Л.М. Якушева, Н.И. Кинслер.

Заключение

Анализ восприятияя как сложного, многостороннего процесса показывает, что его конкретные формы могут быть весьма различными. Вычленить «чистые» образцы (модели) восприятия, конечно, можно в ситуациях лабораторного эксперимента, особенно в таких простых случаях, когда оно имеет место между двумя людьми.

Определенное значение таких исследований бесспорно, но также бесспорна и их ограниченность. Они вскрывают лишь механизм, т.е. форму, в которой организуется этот процесс.

Вся традиционная социальная психология уделяла преимущественное внимание именно этому аспекту. Ее методические приемы, технические средства анализа были подчинены этой задаче. Между тем содержательные аспекты общения оставались по существу за бортом интереса исследователей.

Механизм же работает весьма различно в зависимости от того, с каким «материалом» имеет дело.

Типы групп, в которые объединены люди и в которых совершаются процессы восприятия, настолько многообразны, что одни и те же формальные характеристики этих процессов приобретают совершенно различное значение.

Для того чтобы понять, как личность включена в эти процессы, что она вносит в них, надо проследить, как конкретно раскрываются процессы восприятия в различных группах, т.е. в условиях различной по содержанию деятельности. Принцип единства общения и деятельности требует логического перехода от общих характеристик процесса общения к изучению его в контексте конкретных групп.

Список использованной литературы 

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1994.
  2. Аронсон Э. Предрассудок. Стереотипы и предрассудки //Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию / Пер. с англ. – М.: Аспект Пресс, 1998.
  3. Безрукова B.C. Педагогика: Учебное пособие. – Екатеринбург: Деловая книга, 1996.
  4. Блонский П.П. Избранные психологические произведения. – М., 1964.
  5. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М., 1982.
  6. Бодалёв А.А. Профессиональные особенности восприятия человека человеком // Бодалёв А.А. Личность и общение: Избранные труды. – М.: Педагогика, 1983.
  7. Бодалёв А.А. Человек как объект познания // Бодалёв А.А. Личность и общение: Избранные труды. – М.: Педагогика, 1983.
  8. Восприятие человека / Под общ. ред. А. Г.Козловой. – СПБ.: ООО НЕСТОР, 2005.
  9. Выготский Л.С. История развития высших психологических функций. Собр. соч. – М., 1983.
  10. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. – Т. 1. – М.: Педагогика, 1982.
  11. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 1996.
  12. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. – М., 1987.
  13. Данилин К.Е. Формирование внутригрупповых установок и рефлексивной структуры группы // Межличностное восприятие в группе. – М., 1981.
  14. Келли Г. Процесс каузальной атрибуции // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. – М., 1984.
  15. Кон И.С. Открытие «Я». – М., 1978.
  16. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. – М., 1983.
  17. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. – М.: Прометей, 1996.
  18. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы: в 2 ч. – М., 1970.
  19. Майерс Д. Что такое предрассудки? // Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ. – СПб.: Питер Ком, 1998.
  20. Муздыбаев К. Психология ответственности. – Л., 1983.
  21. Немов Р.С. Психология: Учебник. – Т. 1. – М., 1995.
  22. Петровская Л.А. Компетентность в общении. – М., 1989.
  23. Петровский А.В. Введение в психологию. – М., 1995.
  24. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1994.
  25. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. – М., 1968.
  26. Психология и педагогика / Сост. и отв. ред. А.А.Радугин. – М.: Центр, 1996.
  27. Психология: Словарь / Под общ. ред. А.В.Петровского. – М., 1990.
  28. Рогов Е.И. Общая психология: Курс лекций. – М.: Владос, 1995.
  29. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. – М., 1960.
  30. Рубинштейн С.Л. Проблема общей психологии. – М., 1973.
  31. Рытченко Т.А., Татаркова Н.В. Психология деловых отношений. – М., 2005.
  32. Свенцицкий А.Л. Социальная психология: Учебник. – М.: ООО «ТК Велби», 2003.
  33. Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. – М., 1947.
  34. Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном общении. – М., 1992.
  35. Стефаненко Т.Г. Социальные стереотипы и межличностные отношения // Общение и оптимизация совместной деятельности. – М., 1987.
  36. Столяренко Л.Д. Основы психологии: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
  37. Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ. – М., 1989.
  38. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1990.

Курсовая работа — восприятие человека человеком. Курсовая работа выполнена специалистами Консультационного центра — Зачёт в 2011 году.

 

Отправляйте задания, регистрация не требуется!

×