Block "vypolnenie-kursovyh-rabot" not found

Курсовая работа — особенности родительских установок в семьях разной профессиональной направленности

Курсовая работа — особенности родительских установок в семьях разной профессиональной направленности. Работа выполнена специалистами Консультационного центра — Зачёт в 2009 году. Вы можете заказать курсовую работу или купить готовую курсовую работу недорого.

Особенности родительских установок в семьях разной профессиональной направленности

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.. 3

Глава 1. Теоретические основы проблемы родительско-детских отношений   6

1.1. Роль семьи в формировании личности ребёнка. 6

1.2. Понятие родительских установок. 11

1.3. Психологические особенности профессии сотрудника ОВД.. 26

1.4. Психологические особенности педагогической профессии. 31

Глава 2. Организация и методики исследования.. 39

Заключение.. 45

Литература.. 46

Введение

Изучение детско-родительских отношений является чрезвычайно важным как для понимания факторов, влияющих на становление личности ребенка, так и для организации воспитательной практики. О значимости данной проблемы свидетельствует тот факт, что многие авторитетные психологические теории, такие, как психоанализ, бихевиоризм или гуманистическая психология, не обошли вниманием эту проблему, рассматривая взаимоотношения родителей и ребенка как важный источник детского развития.

Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот,  как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов.

В психологической литературе представлено большое количество работ, изучающих типы отношения родителей к ребенку в связи с их влиянием на развитие его личности, особенностей характера и поведения (Д. Боулби, 1988; В.И. Гарбузов, 1990; А.И. Захаров, 1995; М.Д. Эйнсуорт, 1963; и др.).

Убедительны и демонстративны наблюдения и  исследования, посвященные влиянию неправильных или нарушенных родительских отношений, например, материнской депривации (И. Ландгмеер, З. Матейчик, 1985; Е. Т. Соколова, 1981; Д. Боулби 1953; М. Д. Эйнсуорт, 1964).

В отечественной науке и практике детско-родительские взаимоотношения изучали: А. Я. Варга, В. В. Столин, А. С. Спиваковская и др. Отечественными исследователями предложена широкая классификация стилей семейного воспитания подростков с акцентуациями характера и психопатиями, а также указывается, какой тип родительского отношения способствует возникновению той или иной аномалии развития (А. Е. Личко, 1979; Э. Г. Эйдемиллер, 1980).

В то же время известно влияние профессиональной деятельности на личность родителей. Профессиональная деформация личности — изменение качеств личности (стереотипов восприятия, ценностных ориентаций, характера, способов общения и поведения), которые наступают под влиянием длительного выполнения профессиональной деятельности. Вследствие неразрывного единства сознания и специфической деятельности формируется профессиональный тип личности. Самое большое влияние профессиональная деформация оказывает на личностные особенности представителей тех профессий, работа которых связана с людьми (чиновники, руководители, работники по кадрам, педагоги, психологи). Крайняя форма профессиональной деформации личности у них выражается в формальном, сугубо функциональном отношении к людям. Высокий уровень профессиональной деформации также наблюдается у медицинских работников, военнослужащих и сотрудников спецслужб. Профессиональный тип личности может влиять на родительские установки.

Таким образом, цель данной работы – исследование особенностей родительских установок в семьях разной профессиональной направленности.

Задачи исследования:

  • Выявление особенностей детско-родительских отношений и родительских установок (на основе отечественных и зарубежных исследований)
  • Характеристика психологических особенностей профессии сотрудника ОВД
  • Характеристика психологических особенностей педагогической профессии

Объект исследования: родительские установки.

Предмет исследования: особенности родительских установок в семьях разной профессиональной направленности (образование и ОВД).

Гипотеза исследования: существуют особенности родительских установок в семьях разной профессиональной направленности, связанные с профессиональной деятельностью родителей.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые анализируются и сравниваются особенности родительских установок в семьях сотрудников ОВД и работников образования.

В исследовании приняли участие 10 полных семей, в которых один из супругов является работником ОВД, и имеющих 1-2 детей не старше 16 лет; и 10 полных семей, в которых один из супругов является педагогом, также имеющих 1-2 детей не старше 16 лет.

Заключение

В ходе теоретического исследования нами было выяснено, что родительские установки — это готовность родителей действовать в определенной ситуации на основе своего эмоционально-ценностного отношения к элементам данной ситуации. Установки – это стереотипные правила поведения, которые могут выражаться в практических действиях, словах, жестах и т. п. Действуя на основе своих сложившихся установок, родители как бы следуют готовым шаблонам. По своему характеру родительские установки являются сложными и противоречивыми, что может быть обусловлено внешними и внутренними конфликтами родителей. В родительских установках принято выделять три компонента: оценочный, когнитивный и интенциональный.

Исследования показывают, что на характер установок по отношению к ребенку влияет социально-экономический статус родителей. Установки относительно воспитания также связаны с удовлетворенностью браком.

С родительскими установками тесно связаны стили родительского воспитания. Существует множество классификаций стилей родительского воспитания, наиболее общей из них является выделение демократичного и контролирующего стилей воспитания.

Профессии сотрудника ОВД и педагога предъявляют высокие требования к личности, и в то же время профессиональная деятельность в этих сферах оказывает влияние на личность работника. Являясь профессиями вида «человек-человек», эти профессии могут привести к профессиональной деформации личности родителей. Помимо этого, особенности повседневного профессионального общения с людьми также могут повлиять на родительские установки представителей этих профессий.

 

Литература

  • Анисимова Т. И., Потапова С. А. К вопросу о профессионально важных качествах юриста. Юридическое образование и наука. 2003, № 2, с.6
  • Асямов С.В., Пулатов Ю.С. Профессионально-психологический тренинг сотрудников органов внутренних дел. Тащкент, 2002.
  • Безносов С. П. Профессиональная деформация личности. СПб: РЕЧЬ, 2004
  • Берн Э. Люди, которые играют в игры. Л., 1992.
  • Варга А.Я. Роль родительского отношения в стабилизации детской невротической реакции (на примере энуреза) // Вестник МГУ. Психология. 1985. №4.
  • Васильев В.Л. Юридическая психология. М,2008
  • Гарбузов В. И., Захаров А. И., Исаев Д. Н. Неврозы у детей и их лечение. – М.: Медицина, 1977.
  • Дулов А.В. Судебная психология. Минск, 2003
  • Еникеев М.И. Юридическая психология. М.,2003
  • Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей подростков. М., 1982.
  • Зеер Э. Ф. Психология профессий. М: Академический Проект, Фонд «МИР», 2005
  • Ильин Е. П. Психология эмоций. СПб: ПИТЕР, 2000
  • Исаев Д. Н., Каган В. Е. Половое воспитание и психогигиена пола у детей. Л., 1980.
  • Карабанова О.А. Образ детско-родительских отношений у современных российских подростков // Тезисы второй всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи» (25-27 октября 2005г.). В 3-х частях. — 2 часть/Под общей редакцией доктора психологических наук В.К. Шабельникова и кандидата психологических наук А.Г. Лидерса. — М., 2005.
  • Климов Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях, 1995
  • Кузьмина Н. В. Способности, одаренность, талант учителя. – Л., 1985. – 32 с.
  • Кузьмина Н. В. Формирование педагогических способностей. Л., 1961. – 98 с.
  • Ладзина Н.И. Профессиональная деформация личности и можно ли её избежать // Деловой Усть-Каменогорск, 2002 — №8.
  • Маркова А.К. Психология труда учителя. – М., 1993. – 190 с.
  • Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М., 1998.
  • Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. – М., 1994. – 215 с.
  • Платонов К. К. Структуры и развитие личности/ Отв. ред. Глаточкин А. Д., АН СССР, Ин-т психологии. М., 1986. – 254 с.
  • Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; Под. Ред. Е. Г. Силяевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  • Савина Е.А. Смирнова Е.О. Родители и дети: Психология взаимоотношений. М.: Когито-Центр, 2003
  • Сатир В. Как строить себя и свою семью. М.: Педагогика Пресс, 2002.
  • Сатир В. Психотерапия семьи. СПб.: Речь, 2000.
  • Семья в психологической консультации / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. – М.: Педагогика, 1989.
  • Спиваковская А. С. Профилактика детских неврозов. – М.,1988.
  • Торхова А.А. Индивидуальный стиль деятельности учителя. \\ Педагогика. 2003. №6.
  • Фримен Д. Техники семейной психотерапии. СПб.: Питер, 2001.
  • Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. М.,2005
  • Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. М., «Зерцало», 2006.
  • Эйдемиллер Э. Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. – М. – СПб., 1996. – 365с.
  • Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В.В. Анализ семейных отношений подростков при психопатиях, акцентуациях характера, неврозах и неврозных состояниях. – М., 1994. – 96с.
  • Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 1999. –656с.
  • Ямбушева О. Ю. Психологические проблемы применения огнестрельного оружия работниками силовых структур. Журнал прикладной психологии. 2003, № 6

Курсовая работа — особенности родительских установок в семьях разной профессиональной направленности.  Работа выполнена специалистами Консультационного центра — Зачёт в 2009 году.

 

[caldera_form id = «CF584d7c341b165»]

×