Block "vypolnenie-diplomnyh-rabot" not found
Дипломная работа — расследование угонов и краж автотранспротных средств
Дипломная работа — расследование угонов и краж автотранспротных средств. Работа выполнена специалистами Консультационного центра — Зачёт в 2011 году. Вы можете заказать дипломную работу или купить готовую дипломную работу недорого.
Расследование угонов и краж автотранспротных средств
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение. 3
Глава 1. Криминалистическая характеристика угонов и краж автотранспортных средств. 7
1.1 Предмет преступного посягательства и обстоятельства совершения преступления 7
1.2. Способы совершения угонов и краж автотранспортник средств. 16
1.3. Личность преступника. 19
Глава 2. Организация расследования и тактика проведения неотложных следственных действий. 26
2.1. Планирование расследования и взаимодействие следователя с органами дознания в типичных следственных ситуациях. 26
2.2. Возбуждение уголовного дела и осмотр места происшествия. 29
2.3. Допрос свидетелей и потерпевших. 37
2.4. Допрос подозреваемых (обвиняемых) 41
Глава 3. Тактические особенности производства отдельных следственных действий 44
3.1. Назначение судебных экспертиз. 44
3.2. Следственный эксперимент и проверка показаний на месте. 50
Заключение. 53
Список литературы.. 57
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В условиях бурной автомобилизации в нашей стране в последние годы все большее и поистине общесоциальное значение приобретает борьба и с угонами автотранспортных средств.
Так, по данным ГИЦ МВД России за девять месяцев 2010 года было угнано 46 533 транспортных средства, что на две тысячи машин больше, чем за весь 2009 год. Самой популярной маркой у угонщиков, как и прежде, является Lada. Далее по списку следуют сразу три японских бренда — Toyota, Mitsubishi и Honda. В сравнении с другими посягательствами корыстно-насильственной направленности отмечается ежегодный рост таких преступлений. Поэтому угоны и кражи транспортных средств в структуре имущественных преступлений занимают значительное место. Также, весьма значительным является моральный и материальный ущерб, причиненный гражданам и государству в результате совершения преступлений указанной категории. Раскрываемость составила всего 22,5 %. Остались не раскрытыми 43043 преступления, что на 7,9 % больше, чем в 2009 году. Раскрываемость по «горячим следам» составляет 10-14%.[1]
Вместе с появлением и развитием организованной преступности в России заметно активизировались «профессиональные» группы преступников, совершающие угоны и кражи автотранспортных средств.
В последнее время, деятельность таких групп приобретает международный характер. Часто похищенный автотранспорт перегоняется в различные регионы России и за ее пределы, разукомплектовывается на запчасти или сбывается по поддельным документам. По оперативным данным, на территории нашей страны действует около тысячи таких групп. Налицо факты сбыта похищенного транспорта в страны ближнего зарубежья, Восточной Европы. Объем незаконных перепродаж транспортных средств достигает 15-25 миллиардов долларов. Масштабность данного вида преступной деятельности свидетельствует о высоком профессионализме криминальных элементов, тогда как меры противодействия им остаются до настоящего времени недостаточно эффективными. Колоссальные преступные доходы при минимальном риске и затратах сделали автобизнес чрезвычайно притягательным для организованных криминальных сообществ и стали одним из основных источников их наживы, наряду с совершением и. иных преступлений. Одновременно с этим отмечается рост латентности указанного вида преступной деятельности. При этом проявляются новые способы реализации преступного умысла на получение прибыли в результате хищения автомобилей.
Удельный вес угонов и краж автотранспортных средств в структуре преступлений против собственности составляет 44 % (по состоянию на декабрь 2010 г.) И это только показатель, основанный на отношении количества краж автотранспортных средств к количеству всех преступлений против собственности. Бесспорно, что по величине материального ущерба причиненного гражданам, если учесть внушительную дороговизну транспортных средств, данные преступления занимают лидирующее положение.
Общественная опасность угонов автотранспортных средств заключается, прежде всего, в том, что они зачастую совершаются лицами в нетрезвом состоянии, не имеющими навыков вождения и, следовательно, не располагающими необходимыми знаниями, а нередко и пренебрегающими правилами дорожной безопасности. Реже это создает реальную угрозу безопасности движения, приводит к дорожно-транспортным происшествиям, сопряженным с гибелью людей и нанесением значительного материального ущерба. Данное преступное посягательство существенно затрагивает охраняемые законом имущественные интересы отдельных граждан.
Однако наибольшая общественная опасность возникает при угонах транспортных средств нередко с целью его использования для совершения иных тяжких преступлений.
Преступники, чаще всего, объединенные в группы, ведущую роль в которых нередко играют ранее судимые лица, имеют возможность значительно быстрее реализовать свои преступные намерения, причинить более тяжкий вред, раньше скрыться с места происшествия. Более того, угнанный автотранспорт существенно расширяет и преступные замыслы и затрудняет розыск и раскрытие преступлений.
Целью исследования является систематизация имеющегося материала о преступлениях, связанных с угонами и кражами автотранспортных средств, а также анализ некоторых аспектов в уголовно-правовой и криминалистической литературе относительно данной категории преступлений.
В уголовно-правовой и криминологической литературе недостаточно внимания уделено вопросам борьбы данной категории преступлений. Однако глубокому исследованию подвергаются, главным образом, различные аспекты самого угона автотранспорта без связи с совершением других тяжких преступлений. Многие важные аспекты данной проблемы на сегодняшний день остаются малоизученными, а интересные идеи — не получившими должного развития.
Задачи исследования. В ходе исследования, для наиболее полного раскрытия данной темы мною ставятся следующие задачи: рассмотреть криминалистическую характеристику данного вида преступлений, раскрыть особенности, проанализировать элементы этой криминалистической категории, взаимосвязи между ними; выявить криминалистические признаки угонов и краж автотранспортных средств, установить общие обстоятельства, подлежащие доказыванию при расследовании данных преступлений; рассмотреть особенности проведения отдельных следственных действий, а также выработать практические рекомендации для органов внутренних дел по раскрытию, расследованию и предупреждению данной категории преступлений.
Объектом исследования являются теоретические разработки, следственная и судебная практика расследования преступлений, связанных с угоном и кражей автотранспортных средств.
Теоретическую основу исследования составляет современная научная и публицистическая литература по уголовному, уголовно-процессуальному праву и криминалистике.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы, изученных и проанализированных при подготовке данной работы. Объем работы соответствует требованиям, установленным для высших юридических учебных заведений в нашей стране.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассматриваемый состав преступления — неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством относится к категории преступления против собственности. На протяжении последних двух десятилетий наблюдались устойчивые негативные условия для увеличения числа рассматриваемых преступлений. Неблагоприятные тенденции преступности в последние годы обусловлены, прежде всего, прогрессирующим усилением кризисных явлений в социально-экономической и политической сферах, ослаблением конституционных гарантий правовой защиты интересов личности и государства, снижением эффективности государственного, финансового, а также практически всех форм социального контроля, несогласованностью действий законодательных и исполнительных органов всех уровней. Нарастающая конфликтность и нетерпимость в обществе, снижение уровня жизни широких слоев населения, фактический распад потребительского рынка, рост безработицы не могут не оказывать крайне негативного воздействия на состояние общественного сознания, обусловливая значительные деформации правового и экономического сознания представителей многих социальных слоев общества.
Говоря о предупреждении краж и случаев неправомерного завладения автомобилем или иным транспортным средством, как преступлений против собственности в целом необходимо сказать, что основная роль в данном случае принадлежит системе мероприятий общегосударственного уровня по стабилизации экономики, росту производства, достижению баланса экономической эффективности. Без этого практически все профилактические меры организационно-хозяйственного, управленческого, технического и организационно-правового характера едва ли смогут кардинально улучшить ситуацию.
Важную роль в усилении профилактики краж и случаев неправомерного завладения автомобилем или иным транспортным средством должна играть система криминологической экспертизы, основой которой могут стать комиссии, объединения, ассоциации независимых экспертов из числа специалистов-криминологов, юристов, экономистов, социологов, ученых других специальностей и специалистов-практиков, осуществляющих постоянный экспертный мониторинг социальной эффективности действующего законодательства, различных программ экономического и социального характера, а также оценивающих и прогнозирующих возможные последствия законопроектов с точки зрения их криминогенности (или антикриминогенности).
К комплексу организационно-технических мер профилактики относятся мероприятия, обеспечивающие охрану, учет, определение количественных и качественных показателей состояния имущества, движения денежных средств, усовершенствования системы регистрации автотранспорта и т.д. Конкретной реализацией этих мероприятий является внедрение современных компьютеризированных систем охраны складских, торговых помещений, внедрение технических устройств, обеспечиваю шаге охрану транспорта, внедрение единой всероссийской системы учета угнанных транспортных средств, установкой на транспортные средства противоугонных устройств более совершенного образца и т.д.
В качестве важного мероприятия профилактического характера можно назвать создание единой компьютерной системы учета информации о лицах, когда-либо привлекавшихся к уголовной ответственности за подобные деяния. Органы внутренних дел ведут работу в плане — выявления, анализа и обобщения характерных способов совершения преступлений, связанных с незаконным завладением транспортными средствами, способов и мест угона, сокрытия, разукомплектования, легализации, установление направлений передвижения разыскиваемых транспортных средств, подготовки соответствующих информации, рекомендаций, обзоров для всех подразделений ОВД и иных учреждений и организаций.
Также ОВД осуществляют в целях предупреждения краж и угонов транспортных средств следующие мероприятия:
- организацию единой системы контроля над соблюдением установленного порядка лицензирования деятельности предприятий по торговле и ремонту транспортных средств, получения и использования информации о работе таких предприятий;
- подготовку, координацию проведения специальных мероприятий по пресечению хищений автотранспортных средств, выявление мест отстоя, разукомплектования похищенных транспортных средств, их подготовки к легализации;
- проведение оперативных мероприятий по пресечению и раскрытию хищений автотранспортных средств, совершенных организованными преступными группами, а также носящих межрегиональный и межгосударственный характер;
- разработку предложений в соответствующие органы исполнительной власти по реализации комплексных мер по предупреждению преступных посягательств на транспортные средства, устранению объективных причин, способствующих их совершению;
- организацию взаимодействия со средствами массовой информации по предупреждению преступных посягательств на транспортные средства.
С целью предупреждения преступлений против собственности в полном объеме используются средства и методы виктимологической профилактики. Издавая и распространяя брошюры, памятки, буклеты с информацией населению о возможных посягательствах на транспорт, о способах, уловках применяемых ворами, о технических и иных вариантов охраны имущества.
Предупреждением краж и угонов транспортных средств является и организация охраняемых платных автостоянок, оборудованных соответствующими техническими средствами. В гаражных кооперативах в этих целях применяются поочередные ночные дежурства. Большое развитие получила установка автосигнализаций различных модификации со звуковой и световой индикацией. Федеральной Программой РФ по усилению борьбы с преступностью на 2000-2005 гг. предусмотрено восстановление и развитие общественных формирований правоохранительной направленности, в том числе по работе с угонами и кражами автотранспортных средств несовершеннолетними лицами и молодежью. Но этот процесс тесно связан с местными условиями и возможностями, поэтому здесь существенно возрастает роль мастного самоуправления в интересах населения на основе своих материальных ресурсов, включая вопросы профилактической деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Нормативные акты
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)//Российская газета. N 7. 21 января 2009.
- Уголовный Кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ// Российская газета, 18 июня 1996, № 113.
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 18.12.2001 № 174-ФЗ// Российская газета. 22 декабря 2001. N 249.
- Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» // Собрание законодательства РФ. 2011. N 7. Ст. 900.
- II. Специальная литература
- Аврах Я.С. Психологическая характеристика личности преступника. Личность преступника. Изд. Казанского университета, 1987.
- Алимурадов Г.Б., Рамазанов Т.Б. Осмотр места происшествия. Махачкала, 2005.
- Аналитический обзор «Борьба с организованной преступностью в сфере незаконного автобизнеса». М.: ВНИИ МВД РФ, 2009.
- Бахарев А. В. Некоторые аспекты криминологической характеристики краж и угонов автотранспортных средств. М. ВНИИ МВД России. 2007.
- Бахарев А.В. К вопросу о совершении краж и угонов автотранспортных средств // Российский следователь. 2007. N 10.
- Белкин Р.С. Курс криминалистики. T.1 M., 1997.
- Веременко М.В. Правовые вопросы организации борьбы с кражами из автотранспортных средств // Российский следователь. 2008. N 9.
- Волчецкая Т.С. Судебная экспертиза: проблемы теории и практики. Современное состояние и перспективы развития новых направлений судебных экспертиз в России и за рубежом. Материалы международной научно-практической конференции. Калининград, 2008.
- Герасимов В.Н. Методика расследования автотранспортных преступлений. М., 1988.
- Глазырин Ф.В. Изучение личности обвиняемого и тактика следственных действий. Свердловск. 1989.
- Данилов Е.П. Справочник адвоката. Автомобильные дела: административные, уголовные, гражданские, экспертиза. М., 1981.
- Егоров Ю. Н. Способы подделки идентификационного номера автотранспортного средства и обнаружение автотранспортных средств с измененными идентификационными номерами. Иркутск. Изд-во Вост.-Сиб. институтата МВД РФ. 2008.
- Жулев В.И., Баяхчев В.Г. Расследование дел об угонах и кражах автотранспорта. М., 2008.
- Ишаков В.А. Работа со следами рук на месте происшествия: Учебное пособие. М., 1992.
- Корма В.Д. Проблемные вопросы уголовно-правовой и криминалистической характеристик угона и кражи транспортных средств // Транспортное право. 2006. N 1.
- Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) (2-е издание, исправленное, переработанное и дополненное) / под ред. А.И. Чучаева. — «КОНТРАКТ», «ИНФРА-М», 2010.
- Криминалистика: Учебник/ Под редакцией А.Г.Филиппова и А.Ф.Волынского. М., 2009.
- Криминалистика: Учебник/ Под редакцией Р.С. Белкина и др., 2008.
- Крылов И. Ф. Избранные труды по криминалистике / Сост., науч. ред. А. И. Александров, В. В. Петров. СПб., 2008.
- Кульмашев Ф.Х. Некоторые особенности личности правонарушителей; совершающих угон автотранспорта. Свердловск, 1979.
- Кульмашев Ф.Х. Особенности расследования угонов автотранспортных средств, связанных с совершением других преступлений. Свердловск. 1981.
- Кульмашев Ф.Х. Расследование угонов автотранспортных средств: Учебное пособие. Волгоград. 1987.
- Кульмашев Ф.Х. Криминалистическая характеристика способов угона и краж автотранспортных средств // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2004. Вып. 3.
- Кульмашев Ф. Х. Криминалистическая характеристика способов угона и краж автотранспортных средств. М. 1с: Компьютерный аудит. 2008.
- Курочкина Л. Кража, сопряженная с незаконным проникновением в автотранспортное средство // Уголовное право. 2010. N 2.
- Обзорная Справка о международном опыте борьбы с угонами автотранспортных средств за 2005-2008 гг.
- Петровский А.В. Общая психология. М., 2008.
- Плохова В. Угон транспортных средств квалифицировать как хищение имущества // Российская юстиция. 2008. N 11.
- Рубина О. А. Угоны и кражи автотранспортных средств. Красноярск. 2009.
- Расследование преступлений: Руководство для следователей / Под общ. ред. И.Н. Кожевникова. М., 2007.
- Сорокина Л.О. Криминалистика: Учебный курс. – М.: МИЭМП, 2010.
- Старовойтов В.И. Запаховые следы участников преступления: обнаружение, сбор и организация исследования: Методические рекомендации. М., 1993.
- Шмаков В.Л. Идентификация отпечатков — дело техники // Вестник МВД РФ. 2005. №3.
- Шмонин А. В. Методика расследования преступлений: Уч. пос. М., 2009.
- Статистический отчет по итогам работы ОВД за 2010 год // www.mwd.ru.
III. Судебная практика
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.12.2008 N 25 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2009. N 2.
- Архив Оханского районного суда Пермской области за 1998 г.
- Архив Суксунского районного суда Пермской области, 2004.
- Архив Уинского районного суда Пермской области, 2005.
Архив Осинского районного суда Пермского края, 2
Дипломная работа — расследование угонов и краж автотранспротных средств. Работа выполнена специалистами Консультационного центра — Зачёт в 2011 году.