узнать стоимость

Курсовая работа — бюджетный дефицит и государственный долг

Курсовая работа — бюджетный дефицит и государственный долг. Работа выполнена специалистами Консультационного центра — Зачёт в 2011 году. Вы можете заказать курсовую работу или купить готовую курсовую работу недорого.

Бюджетный дефицит и государственный долг

Содержание

Введение. 3

Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования бюджетного дефицита и государственного долга. 5

1.1. История исследования бюджетного дефицита и государственного долга (характеристика основных концепций) 5

1.2. Становление и развитие теории бюджетного дефицита и государственного долга  8

Глава 2. Анализ системы показателей, характеризующих динамику развития бюджетного дефицита и государственного долга. 21

2.1. Анализ и характеристика системы показателей бюджетного дефицита и государственного долга на уровне РФ.. 21

2.2. Анализ стратегических разработок по решению проблемы бюджетного дефицита и государственного долга на уровне РФ.. 34

2.3. Методологические подходы к проблеме моделирования и прогнозирования бюджетного дефицита и государственного долга. 37

2.4. Оптимальная модель управления бюджетным дефицитом. 45

Заключение. 48

Список использованных источников. 51

Введение

Острый экономический кризис, с которым столкнулись многие страны в начале 80-х годов, потребовал перестройки государственного регулирования экономики, перехода к развитию рыночных отношений. Основными направлениями экономических реформ в России стали приватизация (переход государственного имущества в частные руки), либерализация цен, финансовая стабилизация (борьба с инфляцией, укрепление курса национальной валюты).

Корни многих сегодняшних проблем в России (спада производства, инфляции, неустойчивости рубля, кризиса неплатежей) уходят в существовавшую ранее централизованную систему хозяйствования и ее наследие — монополизм и техническую отсталость.

Любая рыночная экономика предполагает наличие развитой финансовой системы, представляющей собой совокупность финансовых отношений и регулирующих их институтов. Финансовый механизм занимает одно из важнейших мест в структуре любого государства. Через него государство и предприятия образуют и используют фонды денежных средств, которые необходимы для их деятельности.

Одной из главных причин сохраняющегося тяжелого экономического положения в нашей стране является отсутствие существенных позитивных сдвигов в структуре самой экономики. В первую очередь это отражает недостаточную эффективность проводимой политики финансовой стабилизации народного хозяйства. В российской экономики катастрофически не хватает денег. Недостаточность денег является причиной низкой собираемости налогов, кризиса платежей, массовых задержек с выплатой заработной платы. Поэтому в последние месяцы весьма распространенной стала точка зрения, согласно которой новый виток кризиса в стране объясняется именно нехваткой денег в экономическом обороте.

Бюджетный дефицит на сегодняшний день является актуальнейшей проблемой российской экономики, потому что корни всех экономических проблем ведут именно к нему. Не менее значимой проблемой, тесно связанной с понятием «бюджетный дефицит», является понятие «государственный долг»

Под государственным долгом понимаются обязательства, возникающие из государственных заимствований, принятых на себя Российской Федерацией, гарантий или поручительств по обязательствам третьих лиц, другие обязательства, а также принятые на себя Российской Федерацией, обязательства третьих лиц. Проблема долговой зависимости государства и, прежде всего перед иностранными кредиторами, во все времена имела актуальное значение, поскольку полная реализация суверенитета государства возможна лишь при определенной экономической его независимости.

Целью настоящей работы является изучить проблему бюджетного дефицита и государственного долга – условия и становления развития в условиях современной России.

Задачами работы являются:

— исследовать основные подходы (концепции) к изучению вопроса бюджетного дефицита и государственного долга;

— охарактеризовать процессы становления и развития бюджетного дефицита и государственного долга;

— исследовать систему мер, направленных на управление бюджетным дефицитом и государственным долгом в условиях РФ.

Заключение

Современная экономическая теория выделяет три концепции (подхода) к изучению проблемы бюджетного дефицита и государственного долга. Первая концепция базируется на том, что бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. Вторая концепция – на том, бюджет должен быть сбалансирован в ходе экономического цикла, а не за каждый год. Данная концепция предполагает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно стремится сбалансировать бюджет. Третья концепция связана с идеей так называемых функциональных финансов. В соответствии с этой идеей вопрос о балансированности бюджета — на ежегодной или на циклической основе — второстепенный.

Что касается бюджетного дефицита на уровне РФ, то здесь существенное влияние оказывает исторический аспект. В условиях командно-административной системы управления в бывшем Советском Союзе государственный бюджет представлял собой основной финансовый план образования и использования общего фонда денежных средств. Эти средства расходовались для выполнения директивного плана социально-экономического развития народного хозяйства. Бюджет и план составлялись и утверждались одновременно и во взаимной увязке.Основными источниками государственных финансов были платежи предприятий в форме налога с оборота (правительство устанавливало твердые ставки налога в ценах товаров, что обеспечивало надежное поступление денег в бюджет) и отчислений от прибылей (они доходили иногда до 70%). Подоходный налог с населения составлял менее 10% доходной части бюджета.Финансирование народного хозяйства осуществлялось почти целиком за счет бюджета. Именно из него направлялись денежные средства на новое капитальное строительство, научно-технический прогресс и совершенствование пропорций воспроизводства. Государственные финансы расходовались на организацию здравоохранения, образование, подготовку кадров, жилищно-коммунальное строительство, социальное обеспечение и иные социально-культурные нужды.      Но такое предельно централизованное использование основной части денежных средств общества для выполнения директивных заданий плана имело те же непреодолимые недостатки, которые присущи командно-административной системе в целом. Следовательно, реформирование этого макрорегулятора одновременно предполагает преобразование государственного бюджета.

Современная ситуация в сфере государственных финансов сегодня в России характеризуется прежде всего тенденциями нарастания бюджетного кризиса. Основные предпосылки бюджетного кризиса в России были заложены в исходной модели экономических реформ еще в 1991 году и постепенно все более четко проявлялись через бюджетную систему по мере нарастания общего экономического кризиса.

Снижение ежемесячных темпов инфляции на фоне сокращения объемов ВВП и промышленного производства, ухудшения финансового состояния предприятий только усугубило ситуацию, поскольку структура налоговой системы России, где основную роль играет НДС, ориентирована в основном на пополнение бюджета за счет инфляционных доходов. Именно по этому бюджетный кризис не совпал по времени с началом кризиса неплатежей, а проявился лишь в условиях сокращения темпов роста инфляции. Кроме того, налогооблагаемая база сократилась не только за счет резкого сжатия массы прибыли, но и за счет уменьшения инфляционного роста цен.

Основными причинами возникновения бюджетного дефицита являются такие, как:

— сокращение общественного производства;

— эмиссия необеспеченных денег;

— чрезмерные затраты на социальные программы;

— значительные объемы теневых оборотов, приписки, кражи и т.п.;

— чрезмерные объемы накопленных государственных долгов с неблагоприятными условиями обслуживания.

Следовательно, при моделировании дефицита государственного бюджета должны быть, по возможности, учтены все вышеприведенные факторы.

Объем бюджетного дефицита зависит от большого количества макроэкономических факторов, которые с разных сторон характеризуют развитие экономики. Дефицит бюджета не может рассматриваться иначе, как в контексте макроэкономического развития и экономической политики государства в сфере доходов и расходов государственного бюджета. Следовательно, при моделировании бюджетного дефицита блок доходов и расходов государственного бюджета должен быть вписан в общую систему экономического развития страны.

Процесс прогнозирования финансирования отрицательного сальдо бюджета требует:

— оценки структуры финансирования по источникам;

— оценки объемов затрат на погашение обязательств Правительства, по которым в расчетном периоде наступает срок платежа;

— учета влияния возможных изменений ситуации на мировых валютных рынках на стоимость обслуживания и погашения внешнего долга;

— оценки потенциального влияния внутренних заимствований на масштабы кредитования реального сектора и реальные процентные ставки и т.п.

Список использованных источников

  1. Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в РФ в 2006 – 2008 годах//Финансы. – 2010. — №5. – с. 15 – 22.
  2. Алехин Б.И. «Золотое правило» государственных финансов// Финансы. – 2010. — №2. – с.67
  3. Архипкин И.В. Восстановление и преобразование системы местных бюджетов в годы НЭПа и социалистической индустриализации// Финансы и кредит. – 2010. – № 1. – с. 16- 21.
  4. Березин М.Ю. Сравнительный анализ поэлементной конструкции бюджета/ // Финансы и кредит. – 2010. — №1. – с.29 –33
  5. Бокарева Л.Г. Концепция реформирования бюджетного процессе с точки зрения государственного финансового контроллера// Финансы. – 2009. — №4. – с.466
  6. Иванова, М.В. Особенности влияния законодательства на формирование бюджетов субъектов РФ/ М.В.Иванова//Финансы. – 2009. — №3. – с. 24 – 27.
  7. Иванов, В. В. Деньги. Кредит. Банки: Учебник. – М.: ТК ВЕЛБИ Издательство «Проспект», 2010 – 624 с.
  8. Макконнелл, К. Экономикс: принципы, проблемы и политика. – М.: ИНФРА-М. – 2008. –486 с.
  9. Никольская А.В. Модели управления бюджетным дефицитом// Эксперт. – 2010. — №11. – с.19 – 25.
  10. Романовский, М.В. Бюджетная система в РФ: учебник. – М.: Юрайт. – 2008. – 615 с.
  11. Савостьянов, В.А. Расходы бюджетов разных уровней//Деньги и кредит. – 2010. — №4. – с. 15- 19.
  12. Самуэльсон П. Экономикс– М.: Спб: Киев: Вильямс,2003. – 680 с. – 2007. –111 с.

Курсовая работа — бюджетный дефицит и государственный долг. Курсовая работа выполнена специалистами Консультационного центра — Зачёт в 2011 году.

 

Отправляйте задания, регистрация не требуется!

×